Новости RSS 2.0

Крещение Господне

Креще́ние Госпо́дне — событие евангельской истории, Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, а также это и христианский праздник, установленный в честь этого события. Во время Крещения, согласно всем четырем Евангелием, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Во всех исторических церквях этот праздник привязан к древней дате праздника Богоявления, то есть 6 января. Однако при этом:

  • в римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора — в ближайшее воскресенье после Богоявления). Такой же традиции могут придерживаться в ряде протестантских конфессий;
  • часть православных церквей, в том числе и Русская, придерживается юлианского календаря, соответственно 6 января литургического года для этих церквей в XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря;
  • в древневосточных церквях этот день по-прежнему посвящён воспоминанию не только Крещения, но и Рождества Христова.    

 

Событие праздника

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»  (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его служении. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились»  (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых издвенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом»  (Ин. 1:35-37).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал»  (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

 

Праздник Крещения в различных церквях


  • В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 (19 января). Крещением завершаются святки.

Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождеству Христову, посещению волхвов и Крещению Господнему, постепенно (в общецерковном масштабе — послеХалкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.

  • В Католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение — отдельнные праздники, из которых первый, празднуемый 6 января, посвящён воспоминанию прихода волхвов. Крещение же празднуется в следующее воскресенье за ним.
  • В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне по первоначальной древней традиции празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления6 января (в Коптской церкви — 7 января).

 

Поговорки и приметы


1) До трех дней, до первого Спаса и после Крещения белья не трут.

2) На протяжение двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать.

3) Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много.

4) Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи.

5) Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к        обильному урожаю.

5) Полный месяц — к большому весеннему разливу.

6) Звездчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю.    Ясный день – к неурожаю.

7) Ветер подует с юга — будет грозовое лето.

8) Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год  ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.

10) Не кормят кур, чтобы огородов не копали.

11) Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». «Святое Вадохрышча ваду каціла, ваду ачысціла і наверх пусціла» (белорус.).

12) От Водокрещей — до Евдокей живёт семь недель с половиной.

13) Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.

14) Дуй не дуй, а великодень у порога. Дуй не дуй, не к Рождеству идёт, к великодню.

15) «На Крэшчэне чёрт з воды утекае, сядае на вэрбу. На Вэрбницу — снова з вэрбы на воду»  (полесье).